Съемки фильма о Пушкине «Пророк», премьера которого 10 февраля пройдет в столице, были похожи на рок-концерт, где в центре действия неизменно оказывался актер Юра Борисов. Тогда еще не номинант «Оскара», он читал за великого русского поэта стихи и полностью соответствовал тому, что писали о Пушкине современники: задира и забияка, которого мужчины считали непривлекательным, а женщины сходили от него с ума. 14 февраля «Пророк» выйдет в широкий прокат, но «Известиям» удалось побывать на съемочной площадке фильма намного раньше, когда работа над картиной была в самом разгаре. О том, какой из Борисова получился Пушкин и чем интересно современное прочтение истории «нашего всего» — в нашем репортаже.
Пушкина бы не было без «Гамильтона»
Морозным декабрьским воскресным днем из массивных дверей особняка Половцова, более известного как Дом архитектора на Большой Морской, друг за другом выбегают люди в парадных исторических фраках, сжимая бумажные стаканчики с кофе. На еле поспевающих за ними барышень в кринолиновых платьях чьи-то заботливые руки едва успевают накинуть пуховики.
«Чтобы никакого кофе я здесь за километр не видела. На улицу! Все!» — в спину им доносится голос явно рассерженной смотрительницы дома-музея.
Фото: «Централ Партнершип»
Ватага разбегается — большей частью занимать место в длинной очереди у ближайшего фургончика. Время уже не обеденное, но идущие навстречу люди в похожих костюмах бережно сжимают контейнеры с едой или греют руки о стаканы.
В голове сразу же возникают известные фотографии со съемок «Марии Антуанетты» Софии Копполы. Глаз случайно цепляется за мелькнувший в толпе алый галстук и кудрявую голову его обладателя. Случайный прохожий обязательно бы задержал взгляд и на его руках — ногти у мужчины длинные, хотя изысканным этот маникюр даже близко не назвать. Но, кажется, суетливые петербуржцы не уделяют лишнего внимания ни этому порталу в середину XIX века, ни актеру Юре Борисову, с трудом узнаваемому в образе Александра Пушкина.
Дом архитектора — мекка кинематографистов, приезжающих в Северную столицу за историческими локациями. Советские «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и современные «Серебряные коньки», «Императрицы», сериалы «Цербер», «Шаляпин», «Столыпин», даже вторая часть «Холопа» — интерьеры и здания с разной степенью узнаваемости можно увидеть во всех этих историях, а натурные съемки в Петербурге с масштабными перекрытиями улиц горожан давно не удивляют.
Фото: «Централ Партнершип»
На этот раз роскошный особняк в центре города стал съемочной площадкой нового фильма «Пророк. История Александра Пушкина» — большого продюсерского проекта от создателей «Серебряных коньков». О чем и про кого будет новая картина, догадаться нетрудно. Пушкин — настоящая рок-звезда своего времени, поэтому и формат повествования создатели фильма выбрали амбициозный. Нафталин со знакомого по портрету Кипренского образа поэта стирают музыкой.
Что смотреть в кино в предстоящие выходные
Идея поставить не совсем типичный байопик о человеке в бессмертном статусе Солнца русской поэзии пришла продюсеру Петру Анурову еще во время работы над «Серебряными коньками», больше пяти лет назад. Отправной точкой стала спонтанная экскурсия в музей-квартиру Пушкина на Мойке, 12, куда он забежал погреться между сменами. И тут же осекся: ну как сейчас снимать кино про Пушкина, чья биография набила оскомину еще со школы? Поразительно, но реализации задумки Анурова поспособствовали композитор Лин-Мануэль Миранда и парочка президентов США.
— Месяца через два я был в Лондоне, где пошел на мюзикл «Гамильтон». Это очень известный бродвейский мюзикл Лина-Мануэля Миранды, который рассказывает об отцах-основателях Америки, первых президентах США. Всё это — в смешении с R’n’B-музыкой, а сами актеры читают рэп. Президентов Америки играют темнокожие артисты, хотя исторические личности, естественно, были белые. Тогда у меня и мелькнула мысль: может, такой подход и есть ключ к тому, как рассказать историю Пушкина не пыльно и не скучно, — рассказал Ануров «Известиям».
Фото: «Централ Партнершип»
Спустя пару лет томительной разработки «Пророк» решили снимать как музыкальный фильм, но не мюзикл в привычном его понимании. Были «Стиляги», была трилогия «Лед», где российские хиты переделывали в музыкальные номера. Но когда с нуля нужно написать текст и музыку в фильме про «наше всё», где уровень стихосложения и должен быть если не пушкинский, то как минимум ему соответствовать, есть риск скатиться в пошлость. За это продюсеры переживали больше всего.
— Но мы прошли большой путь, дабы убедиться, что это не безумие, что это будет круто смотреться на экране и зайдет разной аудитории. Композиции писали, работая с разными музыкантами и композиторами. Всего у нас получилось восемь треков, которые мы выпустим отдельно. Когда поняли, что всё складывается, попробовали снять тестовую сцену. Возник вопрос: кто будет играть Пушкина? Будет ли он похож на него? Да и как вообще будет выглядеть? Выбрали Юру Борисова, взяли Феликса Умарова как режиссера и уехали в Петербург на три дня, чтобы снять сцену, посмотреть, как всё работает с музыкой. И вот где мы сейчас, — продолжает Ануров.
С продюсером мы беседуем в Дубовом зале особняка, куда периодически заглядывает та самая строгая женщина-администратор. Смотрительница сетует, что «актеры — самый недисциплинированный народ», и уже в который раз предупреждает, чтобы мы даже не думали случайно сесть на раритетные диваны.
Сейчас это единственная локация, лишенная суеты, однако чуть позже она превратится в китайскую комнату. Восточной атмосферы добавляют уже развешенные китайские фонарики. Для этой сцены нашли даже аутентичные китайские курительные трубки из фарфора, но сейчас реквизиторы заняты нарезкой свечей. И все они будут гореть. Для проекта их изготовили целую тонну, если не больше, рассказал «Известиям» художник-постановщик Сергей Зайков.
Фото: «Централ Партнершип»
В этой части особняка Пушкин встретится с гадалкой. Но позже. Сейчас в соседнем Бронзовом зале репетируют сцену, в которой поэт прокладывает путь в высший свет. Пушкин на банкете у княгини Голицыной выступает с одой «Вольность» — и это редкий случай услышать, как Юра Борисов читает рэп.
Как Юра Борисов стал Пушкиным
На приеме у Голицыной так плотно, что по ощущениям здесь действительно собрался весь светский Петербург. Перья, шелка, танцовщицы в диковинных золотых нарядах сопровождают хозяйку вечера. Величественную особу играет Светлана Ходченкова, а за одним из столов вальяжно сидит Илья Любимов в ослепительно белом костюме (настолько белом, что в перерывах актера буквально заворачивают в полиэтилен, чтобы наряд не испачкался).
Фото: «Централ Партнершип»
Любимов исполнил роль Василия Жуковского — наставника Пушкина и, цитируя актера, «светского льва, чувствующего только искусство и гений молодого поэта». Пушкину в этой сцене еще 21 год, он в компании своих друзей-лицеистов Константина Данзаса и Ивана Пущина, которых сыграли Роман Васильев и Илья Виногорский. Первый по сценарию пытается представить Голицыной своего молодого друга, поэта, о котором, правда, еще пока мало кто слышал. Вычислить его среди актеров массовки удается по кудрявой макушке. Но ровно до тех пор, пока Пушкин-Борисов не запрыгивает на стол. Теперь, возвышаясь над остальными гостями, он под бит пылко зачитывает оду «Вольность»:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
В этот момент кажется, что «Вольность» всегда была создана для речитатива под бит, и по-другому ее уже никак не прочитать. Вау-эффект срабатывает не только для впервые видящих эту сцену журналистов, но и по сценарию: Пушкина подхватывают на руки и умоляют прочитать еще.
Фото: «Централ Партнершип»
Авторы «Пророка» пошли непростым путем, решив охватить в фильме всю жизнь поэта, начиная с учебы в Царскосельском лицее и заканчивая роковой дуэлью с Дантесом. 14-летнего Сашу Пушкина сыграл Кай Гетц, известный по роли юного Игоря Грома в приквеле блокбастера «Майор Гром».
Кастинг для верблюдов, две Бабы-Яги с дредами, песчаные бури и оторванная борода
По словам Петра Анурова, на роль взрослого Пушкина изначально рассматривали только Юру Борисова, который, казалось бы, внешне меньше всего ассоциируется с поэтом, знакомым нам по изображениям в учебниках. Сомневался поначалу и сам актер, но вскоре полностью погрузился в жизнь Александра Сергеевича, разжился шестью париками и даже поселился на первом этаже с видом на Неву.
— Мы знаем, что у Пушкина есть определенные приметы внешности, но нам важнее было взять артиста, который в своем возрасте, состоянии души, таланта, драйва, сочетании темного и светлого, легкости и высокого интеллекта в принципе способен вытянуть эту роль, не будет каким-то пластиковым и картонным. Мы с Юрой работали на «Серебряных коньках», и я подумал, что это один из немногих артистов поколения, который может попробовать сыграть гения. Потому что если в тебе есть эта песчинка гениальности, ты можешь попробовать это сыграть. Если нет, то похож или не похож, это в любом случае не сработает, — убежден продюсер фильма.
Фото: «Централ Партнершип»
Феликс Умаров внимательно смотрит на монитор плейбека, пока второй режиссер в очередной раз просит тишины на площадке. Для 30-летнего постановщика это первый крупный проект и огромная ответственность: мы же все с детства живем бок о бок с придуманным для нас Пушкиным. Все ли готовы принять Пушкина нового, Пушкина Юры Борисова?
До полного метра Феликс проделал большой путь в рекламе и музыкальном видео. Продюсеров привлекли его видение кадра, эмоциональное подключение и, как у героя фильма, смелость. Молодой режиссер начал с того, что решил не делать из Пушкина в кадре гения.
— Основной для нас стала история человека, который, невзирая на то, что ему говорят остальные, всё время ищет свой собственный голос и старается его не потерять. Мы смотрим на Пушкина под очень бытовыми линзами. Для меня он в этой картине — человек, который проживает определенный путь, который взрослеет и ошибается. И если бы я видел его для себя всё время гением, то не смог бы найти эту связь с реальной личностью. Как только ты видишь в герое гения, ты теряешь его человечность, — рассказал Умаров.
Перекрыли набережную Мойки и завалили центр искусственным снегом
Каждый художник-постановщик находит в Доме архитектора что-то свое. Антураж особняка в «Пророке» решили изменить до неузнаваемости. Окна Бронзового зала плотно завешены тяжелыми красными шторами, в такой же цветовой гамме и скатерти на круглых банкетных столах, алой тканью забран и высокий потолок. По словам Сергея Зайкова, из-за огромной популярности Дома архитектора эту локацию пытаются обходить стороной, но место настолько кинематографичное, что всё равно идут снимать там. В особняке сохранились живописные фактурные стены, аутентичный реквизит эпохи. Мебель в стиле бидермейер столетиями находится в отличном состоянии благодаря хранителям этого места.
Фото: «Централ Партнершип»
До этой сцены снимали декорацию на киностудии «Ленфильм». Там построили квартиру Пушкина, на разработку которой художники потратили полгода. Зрители увидят в кадре и много знаковых мест города на Неве. Например, для съемок фильма дважды перекрывали Миллионную улицу и на целую неделю — набережную реки Мойки. Снега тогда в городе не было совсем, поэтому для максимально зимней сцены пришлось заполнять центр Петербурга его искусственным заменителем.
— Съемки дуэли проходили в деревне Васильково под Петербургом. Там находится потрясающий старинный горбатый каменный мост. Там, куда ни посмотри, везде кадр компонуется. В этом месте есть то, что всегда любят художники, операторы и режиссеры, — холмистая перспектива, как на картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Возвышенность, перепады, река, упавшие старые покосившиеся деревья. Когда мы приехали, то без слов поняли, что будем снимать эту сцену здесь, — рассказал Зайков.
Фото: «Централ Партнершип»
К слову, оружие для дуэли Пушкина и Дантеса — это реальные пистолеты, привезенные из Европы. Делали их еще для фильма «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Художники «Пророка» под этот реквизит дополнительно изготавливали всю атрибутику, которая нужна для съемок.
В Петербурге состоялась премьера самой долгожданной картины сезона
Создатели придерживаются минимального использования компьютерной графики, поэтому для кадра, в котором бабочка садится на цветок, специально разводили насекомых. Лапки бабочкам мазали медом, но ни одна из них не пострадала на съемках, подчеркивают художники.
Фото: «Централ Партнершип»
В исторических фильмах большинство режиссеров стремятся к достоверности, соревнуясь в академической точности воссоздания малейших деталей эпохи. В «Пророке» этой документальности избегали изначально, чтобы сократить дистанцию со зрителем и сделать Пушкина близким для современного аудитории. Новый фильм — это именно фантазия, поэтому вечеринка середины XIX века, на которой мы побывали, стилистически больше походит на кутеж века двадцатого.
Источник: iz.ru