На Основной сцене Театра Гоголя представили премьеру по роману Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер Антон Яковлев создал спектакль в форме следствия по делу об убийстве старухи процентщицы и ее сестры. Подозреваемый — Родион Раскольников, адвокат — Свидригайлов, а следователь — Порфирий Петрович. 28 февраля «Известия» побывали на премьере и стали свидетелями по делу.
Добрый следователь
Роман Федора Достоевского — желанный материал в любом театре, но классика дается не каждому. У худрука Театра Гоголя Антона Яковлева замысел постановки «Преступления и наказания» зрел несколько лет. Углубившись в литературу и воспоминания автора, режиссер решил предложить героям романа свои обстоятельства. Персонажи Достоевского становятся участниками необычного следственного эксперимента, устроенного специально для Родиона Раскольникова. Зритель словно погружается в лихорадочный сон главного героя, настолько странным кажется место, в котором он находится, и люди вокруг него.
Эпиграфом к спектаклю стала цитата, выведенная на экран: «Третью неделю Родион Романович бредил в тяжелой лихорадке в тюремном лазарете… И были у него разные странные сны…»
Актер Василий Неверов в роли Родиона Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
На авансцене остов железной кровати. Сквозь решетку сумасшедшими глазами на зал смотрит Раскольников в исполнении Василия Неверова. Ему плохо. Его мучают призраки. Но очнувшись, он оказывается на месте преступления. Здесь убили Алену Ивановну, старуху процентщицу и ее сестру Лизавету. Следы кровавой расправы замывает уборщица (Анна Гуляренко). На ее большой швабре — окровавленная ветошь. За столом стенографистка (Янина Третьякова), которая клацает по клавишам печатной машинки, фиксируя протокол допроса. А допрашивает Родиона Романовича следователь Порфирий Петрович (Дмитрий Высоцкий).
Актер Андрей Финягин в роли Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Он жесток, конкретен, сыплет фактами и не дает расслабиться подозреваемому. В такой ситуации помочь может только адвокат. Он является в лице Свидригайлова (Андрей Финягин). Лощеный, в хорошо пошитом костюме цвета бордо, защитник не спешит вникать в суть дела. Он неспешно открывает дипломат и достает из него ланч-бокс. Обед — это святое. И это в то время, как участники этой темной истории рассказывают о своей жизни впроголодь, как каждый принес в жертву самое ценное, что у них было, ради насущного. Соня — продала свое тело. Отец ее, Семен Захарович Мармеладов, пропил всё от безысходности. Мачеха Катерина Ивановна в молодости подавала надежды, с отличием окончила губернский дворянский институт, но утратила все перспективы, впервые выйдя замуж за лихого человека.
В спектаклях принимают участие солисты ГАБТ и Мариинки
Многоликий Достоевский
В спектакле, по замыслу постановщика, все, кроме Василия Неверова и Андрея Финягина, играют несколько ролей. Заслуженная артистка России Анна Гуляренко перевоплощается в диаметрально противоположные персонажи. То она уборщица, то мать Раскольникова Пульхерия Александровна, то бабка-свидетельница, а то Алена Ивановна, жертва преступления. Художник по костюмам Тамара Эшба сделала из актрисы разбитную роковуху. Это не жалкая старуха процентщица, которую все помнят по хрестоматийным иллюстрациям и кинообразам. На ней жемчужное ожерелье в десяток нитей, черный жакет, короткая стрижка. У нее губы с алой помадой и такие же красные модные очки. Глядя на нее, поверишь, что такая мадам сживет со свету кого угодно.
В исподнем ходит Соня Мармеладова. На панель ее толкнула мачеха Катерина Ивановна в минуту полного отчаяния. И она раскаивается, обнимает и плачет. Но ничего не попишешь.
Актеры Анна Гуляренко в роли Пульхерии Александровны, Василий Неверов в роли Родиона Раскольникова и Анастасия Епифанова в роли Дуни в спектакле «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
— Пойти и продать свое тело — тоже нужно иметь определенный характер, — считает исполнительница роли Сони Янина Третьякова. — Я до сих пор пытаюсь найти в своей героине отрицательную сторону. Она не только жертва, она может делать еще и жесты. Например, положить деньги. Это юношеский максимализм, с которым она сама борется. Чем больше страстей, тем больше страсть, гордыня. Если ей не с чем бороться, то это уже святая, а она все-таки человек.
Актриса Янина Третьякова в роли Сони Мармеладовой в спектакле «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Один из самых страшных образов в спектакле создает Алена Гончарова. Она играет две роли. Появляется она в образе убиенной сестры процентщицы Лизаветы. На сцене идет следствие, допрос, но зритель смотрит на сидящую спиной к залу девушку в пальто и шляпе. Ее скрывает головной убор. Она отпускает односложные реплики, которые эхом звучат в пронзительной тишине. Она ничего не делает, но кисть ее руки ходит ходуном. И на это невозможно не обратить внимание. А потом эта несчастная девушка перевоплощается в лошадку из воспоминаний Родиона Раскольникова. Это животное — детская травма. Когда-то на глазах мальчика тощую кобылу запрягли в телегу, на которую посадили несколько человек. Они, испытывая на прочность лошадь, стали погонять ее, а когда та обессилела и упала, была зарублена пьяными наездниками. На то, как мечется по сцене Алена, как умирает перед испуганным Родионом, смотреть без слез невозможно.
«Позывной Тишина» поставлен по реальным боевым мемуарам
По мнению Лужина, «самым развращенным и погибшим в пороках человеком» является Аркадий Иванович Свидригайлов. Но именно он совершает благих дел больше, чем остальные герои «Преступления и наказания». Видимо, поэтому режиссер отвел ему роль адвоката Раскольникова.
Актриса Алена Гончарова в роли Лошади в спектакле «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
— Выбор на роли актеров — определяющее условие для спектакля, — рассказал «Известиям» Антон Яковлев. — Я пробовал на Раскольникова нескольких человек, но Вася Неверов — наиболее точное попадание в мою версию «Преступления и наказания». Янина Третьякова (Соня) и Андрей Финягин (Свидригайлов) — одни из лучших актеров сегодня в театре. Очень сильные и тонкие артисты. Никогда нельзя рекомендовать работать с оглядкой на предшественников. Достоевский был с ними, но с вами он в первый раз. И артисты должны пропустить все через себя и разговаривать со зрителями сегодняшним языком.
Эксперты связывают это с новыми условиями покупки по документам
Плохой хороший человек
Антон Яковлев не рекомендовал артистам смотреть другие версии «Преступления и наказания», чтобы отсечь желание походить на кого бы то ни было.
— Раскольников сам разбирает события, которые с ним происходили или нет, а если да, то в какой последовательности, — говорит исполнитель роли Раскольникова Василий Неверов. — Это спектакль про его внутреннюю рефлексию, самоедство и попытку выбраться из этого. Плохо, когда человек разочаровывается, это может привести к фатальному. «Преступление и наказание» — одно из немногих произведений Достоевского, в котором в конце есть хоть небольшая надежда.
Актеры в сцене из спектакля «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Достоевский представляет Родиона Романовича так: бывший студент юридического факультета 23-х лет, нищий, красивый, высокий, стройный, с темно-русыми волосами и темными глазами. Он философ, гордый, нелюдимый, самоотверженный, способен к состраданию. А Василий Неверов говорит о своем герое, что Раскольников еще и очень хороший человек и, несмотря ни на что, справедливый.
— У моего приятеля бабушка врач, и она мне говорила, что если читать Достоевского, то его герои испытывают такой большой спектр эмоций, что от этого может случиться остановка сердца, — признался «Известиям» Василий Неверов. — Художественная литература помогает читателю рефлексировать и испытывать максимальную гамму эмоций, но всё это про нас.
Актеры в сцене из спектакля «Преступление и наказание» в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Режиссер уверен, «Преступление и наказание» — один из тех главных романов, которые необходимо прочесть, даже если не любишь Достоевского. Потому что это произведение — определяющее, ключевое в мировой литературе. Роман потрясающе показывает двойственную суть человеческой природы. Он — как зеркало, в котором каждый может увидеть свои темные и светлые стороны.
Ближайший премьерный показ спектакля на Основной сцене Театра Гоголя 9 марта.
Источник: iz.ru